Образ будущего в кинематографе
Для того чтобы сформировать отношение к будущему, часто используется такой жанр, как научная фантастика. Если рассматривать продукты киноиндустрии, появившиеся за последнее время, то можно сказать, что кто-то очень хочет, чтобы будущего у нас не было. Это связано с тем, что отсутствует притягательный образ, который хотелось бы воплотить в реальности. Задаётся проектная установка на разрушение общества и человека.
Борьба с историей как процессом развития человеческой цивилизации идёт на многих уровнях, в том числе и на культурном поле. Кинематограф и литературные произведения научно-фантастического жанра рисуют образы, которые должны шокировать человека и оттолкнуть его от мыслей о будущем. Смертоносные вирусы, инопланетные твари, взбесившиеся роботы, чудовищные техногенные катастрофы и многое другое, должны вызывать ужас, страх и отчаяние в сознании людей. Всё это должно убивать возможность появления мечты в светлое и прекрасное «далёко».
Под влиянием такого воздействия сформировались различные группы, которые, как-то переработав многие информационные потоки, начали выражать своё мнение по проблематике будущего. Беда в том, что они действуют в заданных рамках, определённых западной цивилизацией. Эта рамка является антигуманной и антиисторической. Люди ведут себя словно мутанты, которые долгое время обитали в агрессивной среде и не видели другого мира. Они пытаются на известных им образах построить свой мир. Но в итоге получается всё тот же мрак, так как они просто переносят в будущее то, что уже является частью их самих.
Для того чтобы это изменить, нужно уйти от заданной разрушительной рамки. Запад выбрал путь уничтожения человека и стремительно движется по нему. Западу на верность присягнула российская интеллигенция, по сути, тем самым она предала свой народ. Именно она должна была создавать образы, позволяющие нам идти по собственному пути развития. Но она отказалась от этого.
Где же искать то, что может помочь нам спастись? Какие идеи брать за здоровую основу?
Считаю, что здесь нужно обратиться к советскому прошлому. Именно в Советском Союзе был создан задел для движения по иной траектории развития, отличной от той, что сегодня всему миру навязывает Запад. Советское прошлое нужно рассматривать как фактор будущего. Но нужно осторожно определить ценные смысловые экземпляры, которые покажут нам верную дорогу. Например, романы Ивана Ефремова.
Научная фантастика в СССР была очень популярным жанром. Было написано множество интересных литературных произведений и снято фильмов. Во многих из них совершенно по-иному, чем в современных «произведениях», показаны отношения между людьми и окружающим миром.
Есть некоторая преграда, которая связана с восприятием старых фильмов. В то время ещё не были достаточно развиты спецэффекты, поэтому сегодняшнему избалованному реалистичной картинкой потребителю будет тяжело воспринять их из-за отсталой технической проработки. Если бы переснять советские фантастические фильмы на современном техническом уровне, сохранив дух той эпохи, то это бы существенно выправило ситуацию, связанную с отсутствием образа светлого будущего.
Но просто переснять – всё равно будет недостаточно, так как имеет место серьёзное метафизическое повреждение нашего общества, мы «отказались от первородства за чечевичную похлебку», предали мечту, за которую отдавали свои жизни наши предки. Мечту о построении справедливого общества, где каждый имел бы возможность жить и развиваться как творческая личность. Повреждение, которое настолько глубоко и серьёзно, что обычными средствами здесь не обойтись.
Нужна глубокая интеллектуальная работа по переосмыслению всего, что с нами произошло.
Необходимо понять, насколько мы отдалились в результате продолжительного регресса от спасительного пути.
Образ притягательного будущего должен быть одним из сильнейших стимулов развития, содействующий благоприятному изменению повреждённой системы ценностей и целей. Если не встать на путь исправления, человечество просто будет погублено. Это можно будет отчётливо понять после осознания, что есть иной путь развития. Разница увеличивающихся потенциалов между тем, что было, и тем, что грядёт, будет создавать всё большее напряжение, которое придаст новые силы и уверенность в правильности выбранного пути.
Начать формирование образа будущего нужно с ответа на вопрос: «Кто такой человек?»
В советскую эпоху ответ был: «Человек – это творец».
Запад говорит другое: «Человек – это статический атом, неисправимая константа, человек порочен и отвратителен».
Заметьте, что во всех их фильмах человеческая натура остаётся неизменной. Могут появиться любые способности, но нутро остаётся тем же. Нутро западного человека испытывает жажду к наживе и абсолютному господству, отражает предельный индивидуализм и эгоизм. Всё это обращается к животному началу в человеке – низменным потребностям, к зоологическому индивидуализму.
Это полностью противоположено тому, к чему обращалось в человеке советские люди. По их мнению, в человеке нужно раскрывать высшее творческое начало. Раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей создаёт творца.
После этого становится понятным, каким должен быть притягательный образ будущего. Можно представлять его на различном отдалении, подсвечивая путь к мечте.
Источник: https://whatisgood.ru/tv/films/obraz-budushhego-v-kinematografe/